Сайт материалов КОБ


ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Введение
  2. В Тэзе таких проблем нет
  3. Молитва
  4. Библейское ведение
  5. Малые группы
  6. Тэзе и РПЦ
  7. Убийство или мистерия?
  8. Католик или протестант?
  9. Взгляды Роже
  10. Что привлекает в Тэзе молодёжь?
  11. Братья
  12. Заключение

 

Скачать архив (rar) — 1.12 Мб
Скачать pdf — 1.04 Мб
Скачать fb2 — 374 Кб
Скачать odt — 588 Кб
Скачать epub — 761 Кб

 

"… мы не можем игнорировать нарастание

секуляризации, релятивизма и нигилизма,

особенно в западном мире. Всё это требует

обновленного и сильного проповедования

Евангелия, адаптированного к современным

культурным тенденциям".

Совместное заявление Папы Бенедикта XVI и
Вселенского Патриарха Варфоломея I (30.11.2006)

 

Введение

Когда друзья предложили нам совершить паломничество в один из французских монастырей, мы не стали отказываться от поездки сразу, чтобы никого не обидеть, хотя особого энтузиазма перспектива проведения отпуска в монастыре не вызывала.

Фото 1. Храм св. Николая (Стокгольм)

Фото 2. Вечерняя служба (Флоренция)

Но судьба распорядилась иначе.  Получив во французском посольстве визу, мы вместе с другими паломниками 1 августа 2006 года выехали на автобусе из Санкт-Петербурга. Наш маршрут проходил через Финляндию, Швецию, Данию и Голландию. За время краткого путешествия нам удалось посетить множество музеев и храмов, из которых наибольшее впечатление произвела базилика Сакре-Кёр[1]  в Париже.

Базилика Сакре-Кёр (церковь[2] Сердца Христова) на Монмартре — одна из самых красивых церквей Парижа. Туристам, желающим побывать на вечерней службе, приходится подниматься вверх по великолепной лестнице, ведущей к фасаду церкви и лавировать между людьми, сидящими на ступеньках, поющими, играющими, пьющими различные напитки или просто глазеющими на панораму вечернего Парижа.

Во время вечерней службы храм наполняется не только туристами и прихожанами, но и собравшимися со всего света паломниками, для которых интересен сам обряд поклонения Христу. Вечерняя служба в базилике мало, чем отличается от подобных католических обрядов в других церквях, по крайней мере, на первый взгляд. Чернокожий священник, читающий молитву 5 августа 2006 года, был похож на партийного деятеля, призывающего голосовать за свою партию. Толпы туристов входили в храм в одни ворота и, чуть послушав проповедь, быстро выходили в другие.

Фото 3. Храм св. Николая (Стокгольм, дневная служба)

Некоторые паломники при желании могут присутствовать на ночной молитве, но для этого они должны пройти подготовку, по крайней мере, за 24 часа до молитвы для того, чтобы с помощью монашек — бенидиктинок[3] "узреть Бога".

Ночная молитва проходит в полной тишине в полутёмном храме, где присутствуют всего несколько человек[4]. 5 августа с 4 до 5 утра в базилике сидело 13 человек. В это время храм для туристов закрыт.

Базилика Сакре-Кёр привлекает паломников и туристов не только как католический храм, но и как великолепное архитектурное сооружение со статуями Людовика Святого, Жанны д'Арк, скульптурами Христа, поэтому зал в вечернюю субботнюю службу заполняется больше, чем наполовину.

Совершенно иную картину можно наблюдать в других храмах Европы: они почти пусты даже во время мессы (см. фото 1 и 2). Службу в протестантском соборе святого Николая  в центре Стокгольма вели молодые девушки, у которых 2 августа 2006 года на утренней мессе причастилось всего 5 — 7 человек (фото 3).

На западе женщины всё чаще становятся священниками.  Сайт "Благовест-инфо" 28.11.2006  сообщил:

"Ученые Манчестерского университета во главе с Дэвидом Воасом проанализировали официальную статистику Церкви Англии за 2005 год, и пришли к выводу, что в последние годы почти половина новых рукоположенных англиканских священников были женщинами. Почти четверть приходских священников-мужчин старше 60, а их средний возраст — 54 года. Если бы не женщины, церковные кафедры в ближайшие годы опустели бы точно так же, как и скамьи" (выделено авт.).

Посещение католических и протестантских храмов Стокгольма, Копенгагена, Амстердама, Венеции, Флоренции, Мюнхена и других городов показало, что проблемы с прихожанами есть, как у католиков, так и у протестантов. Исторически сложившееся христианство со своими ритуалами и проповедями, сексуальными[5] и прочими скандалами стремительно теряет своих сторонников[6], которые бессознательно чувствуют атеизм современного христианского вероучения, в каких бы формах оно не было представлено.

Американский Pitzer College опубликовал список 50 самых атеистических стран мира по состоянию на 2005 год. В первую десятку вошли следующие западные страны: Швеция (атеистами являются минимум 45, максимум — 85 процентов жителей этого государства), Дания (43-80 %), Норвегия (31-72 %), Чехия (54 — 61 %), Финляндия (28 — 60 %), Франция (43 — 54 %), Эстония (49 %).

Россия в этом перечне оказалась на 12-м месте (24-48 %), а США не попали в список наиболее атеистичных государств мира. Согласно данным различных опросов, атеистами являются 3-8 % американцев[7].

Пустующие храмы вызывают беспокойство служителей христианских культов. Агентство религиозной информации "Благовест" (ENI/Благовест-инфо) 11.07.2006 сообщает:

«Евангелическая Церковь Германии (ЕЦГ), объединяющая большинство протестантов этой страны, переживает серьезные реформы". Церковные иерархи были вынуждены согласиться на реформы ввиду падения уровня доходов ЕЦГ и уменьшения числа прихожан". Согласно документу, изданному 6 июля, ЕЦГ ожидает перспектива лишиться одной трети прихожан и половины денежных поступлений. Организационно ЕЦГ представляет собой союз 23 автономных региональных Церквей. В рамках предложенной реформы должно произойти "укрупнение" региональных Церквей, в результате чего их останется не больше 12. Нынешний штат пасторов и других церковных работников также планируется сократить, но насколько именно, пока еще не определено".

Подобные проблемы волнуют и католиков Латинской Америки. Вот что пишет тот же сайт  31.08.2006 в статье под заголовком: "Латинская Америка становится менее католической — модератор ЦК ВСЦ Валтер Алтманн":

"Латинская Америка некогда считалась католическим континентом, однако сегодня она становится землей религиозного плюрализма, который может привести к конкуренции и даже вражде конфессий, считает новый модератор центрального комитета Всемирного совета Церквей, лютеранский пастор из Бразилии Валтер Алтманн.

Фото 4. Мечеть Кинг Фатх (Сараево)

«Происходят ошеломительные перемены, — заявил пастор Алтманн в своем докладе перед членами ЦК ВСЦ 30 августа. — Нет никаких оснований полагать, что стремление континента к религиозному плюрализму может быть остановлено в ближайшие годы».

Алтманн возглавляет Евангельскую Церковь лютеранского исповедания в Бразилии. В своем выступлении он привел данные о конфессиональной принадлежности бразильцев. Так, в 1999 году католиками себя называли 83 % граждан, а спустя всего два года уже только 73,5 %. В настоящее время наблюдается бурный рост пятидесятнических и неопятидесятнических общин, заявляет пастор Алтманн, который был избран модератором ЦК на февральской ассамблее ВСЦ, прошедшей в Бразилии.

«Одновременно с этим мы наблюдаем еще один процесс — менее заметный, но имеющий глубокие последствия, — говорит Алтманн. — Речь идет о новом открытии религиозных обычаев племенных общин, особенно духовной традиции потомков выходцев из Африки».

«Все указывает на то, что в будущем Латинская Америка будет представлять собой еще более разнообразный спектр религиозности, чем сегодня», — убежден новый модератор ЦК ВСЦ.

Главный негативный аспект этих тенденций развития религиозной жизни — враждебное отношение разных конфессий друг к другу. «В евангелических церквах очень часто можно увидеть антикатолические настроения и услышать антикатолические высказывания. Слова «идолопоклонство», «синкретизм», «колдовство» используются без колебаний по отношению к представителям других церквей или религиозных традиций».

В то же время популярность ислама в мире возрастает.  На фотографии (фото 4) — мечеть «Кинг Фатх» в центре Сараево[8]. Видно, что возле мечети несколько тысяч человек.

“Благовест-инфо” сообщил:

"Количество мечетей и мусульманских молитвенных центров, возведенных во Франции за последние 30 лет, превышает количество католических церквей, построенных здесь за весь последний век. В настоящее время во Франции действует более 1 500 мечетей. За последние пять лет в стране было построено 20 церквей, в основном в Париже, Ницце и Понтуа, тогда как 60 храмов перестали быть действующими"[9].

Но, несмотря на это, было бы наивно думать, что держатели культа имени Христа не предпринимают мер, направленных на сохранение и поддержание этого культа.