Сайт материалов КОБ

Взгляды брата Роже

 

Имеет смысл рассмотреть взгляды основателя общины брата Роже.

Когда брата Роже в одном из интервью спросили, почему он не интересуется богословием, он ответил: "Сил на всё не хватает, нужно что-то выбирать»[47].

Но даже если бы у него хватало сил, то, действуя в рамках католичества, протестантизма или даже экуменизма, трудно было бы предъявить обществу новые богословские исследования. Библия уже "перепахана" христианскими богословами вдоль и поперёк. Привлекает к общине не результаты сложных богословских изысканий, а простота обрядов и недогматическое отношение к вероучению, которые проповедовал Роже и к чему он сам стремился. Это уже потом, когда "некто" понял, что общиной можно воспользоваться для работы с молодежью, возбуждая в ней интерес к христианским ценностям, среди монахов появились богословы, толкующие библейские притчи и сюжеты.

Брат Роже писал: «Наша внутренняя молитва тоже проста. Неужели для нее нужно много слов? Вовсе нет. Нескольких слов, пусть даже неловких, вполне довольно, чтобы все вверить Богу — и свои страхи, и свою надежду».[48]

В своем письме 2004 года он пишет: «Первые слова Христа в Евангелии[49] звучат так: «Блаженны простые сердцем!» Мат. 5:3 (в русском переводе почему-то: «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»" — примечание авт.). Да, счастливы люди, устремленные к простоте, простоте сердца и жизни. Простое сердце живет сейчас, этим мгновением, принимая каждый день как день, дарованный сегодня Богом. Разве дух простоты не пронизывает тихую радость и веселье? Простое сердце не мнит, что оно само все знает о вере. Оно говорит себе: то, что я не вполне улавливаю, понятно другим, они помогут мне на этом пути. Сделать жизнь простой — значит делиться с самыми униженными, дабы утишить их скорби, — там, где болезнь, бедность, голод... ».

Далее приведены основные мысли Роже, опубликованные в его книге «Бог — это любовь» и в письмах, представленных на официальном сайте Тэзе.

— Сегодня многие себя спрашивают: что же это все-таки такое — вера? Это просто доверие Богу, порыв доверия, который без конца обновляется, пока ты живешь;

Задача религии — "высвобождать в человеке глубины добра, вытаскивать их из-под завалов".

— Бог уготовал вам мир, но не скорби; Бог уготовал вам будущность и надежду;

—   Многие живут сегодня в ожидании будущего мира, в уповании на новое человечество, свободное от угрозы насилия.

— Кто-то охвачен тревогой за это будущее, скован ею, — но повсюду в мире есть молодые люди, одаренные творчеством. Они не поддаются мрачному оцепенению. Они знают: Бог создал нас не для того, чтобы оставаться пассивными. И жизнь неподвластна превратностям судьбы. Они понимают: человека парализует неверие либо уныние. И эти молодые люди всей душой готовят будущее — будущее не горя и беды, но будущее покоя и мира. Они и не задумываются о том, что самой своей жизнью уже являют свет, и свет этот светит вокруг. Они несут мир и доверие туда, где бушуют конфликты. Не отступают, когда на плечи ложится беда;

— Каждый может найти в себе сомнение. Но не стоит впадать от этого в панику. Лучше прислушаемся к голосу Христа, который тихо говорит в сердце: «Ты весь в сомнениях? Не беспокойся. Ведь Дух Святой всегда с тобой;

— И приходит неожиданное открытие: любовь Бога светит и в сердце, которое точит сомнение;

— Молитва не отодвигает заботы этого мира. Наоборот, молиться — самое ответственное деяние: чем полнее живешь молитвой, простой и смиренной, тем вернее она ведет тебя к тому, чтобы любить и выразить это всей своей жизнью;

— Но где найти необходимую простоту, чтобы жить Евангелием? Нас освещает слово Христово. Как-то Он сказал ученикам: „Пустите детей приходить ко мне, ибо Царство Божие для тех, кто им подобен«.

— Иисус Христос пришел на землю не для того, чтобы судить, но чтобы открыть людям путь к единству;

— Доверие к Богу не передаётся помощью доказательств, за которыми стоит желание убедить любой ценой, — они лишь вызывают тревогу, а то и страх. Именно сердце, самое глубокое в человеке, первым слышит зов Евангелия;

— Через Христа сам Бог приходит к нам;

— Если человек всю жизнь следует интуиции, он начинает почти без слов понимать другого, того, кто приходит открыть душу;

— Одно из самых больших препятствий для веры — эта ложная мысль, что Бог судит человека;

— Бог никогда не заставляет в себя поверить с помощью страха. Даже когда над ним издевались, Христос никому не угрожал;

— Если бы мы любили Бога лишь из страха наказания, это не была бы настоящая любовь;

— Когда прощаешь, сердце меняется, уходит суровость и жестокость, уступая бесконечной доброте сердца. И тогда скорее желаешь понимать другого, чем быть понятым;

— Невидимое внутреннее изменение, преображение человека идет постепенно. Оно уже здесь, на земле, есть начало жизни, которому не будет конца;

— Христос пришел на землю не для того, чтобы основать новую религию, но чтобы дать сопричастность, единство в Боге, всем людям.