Сайт материалов КОБ

О текущем моменте № 7(67), 2007г

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Дела идут и жизнь легка?
  2. Запад: свойственен ли ему системный кризис?
  3. Кризисы вообще и системные кризисы, в частности
  4. Запад действительно в системном кризисе, и в этом качестве он агрессивно заразен
  5. Отступление от темы:
    «Глобальное потепление» — это ошибка осмысления происходящего, проблема в другом

  6. Надо называть явления их сущностными именами
  7. Системообразуюище принципы функционирования так называемого «Запада»
  8. Слепой просит милостыню у попугая…

 

Скачать архив (rar)
Скачать приложение к материалам — архив (rar)
Скачать pdf — 477 Кб
Скачать fb2 — 118 Кб
Скачать odt — 87 Кб
Скачать epub — 198 Кб

 

"Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе,

так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место."

А.С.Пушкин, “Пиковая дама”.

 

1. Дела идут и жизнь легка?

Если верить тому, что показывают федеральные и местные каналы телевидения и рассказывает “Радио России”, то можно подумать, что:

Опять же, если верить тому, что показывает телевидение и рассказывает радио, сомневаются в осуществимости этого или пытаются свернуть страну на какой-то иной курс, понимая «демократию» и «права человека» как-то иначе, только «маргиналы» типа шахматиста Г.Каспарова (Вайнштейна) и перманентно шизоидной диссидентки В.Новодворской, а также немногочисленные «экстремисты» разных толков («лимоновцы»-интернацисты, националисты-нацисты и т.п.) и отставшие от жизни разнородные «бывшие» типа М.Касьянова, В.Геращенко, А.Илларионова, Г.Зюганова, Б.Немцова, И.Хакамады и В.Буковского. Кроме них есть ещё и нытики, непрестанно скулящие на тему «всё безнадёжно плохо…», олицетворяемые телеведущим программы “Момент Истины” А.Карауловым, но нытики всегда есть, и им не только не мешают скулить, но и предоставляют время в эфире.

Правда 22.07.2007 г. произошло ещё одно событие, которое, при поверхностном взгляде, не вписывается ни в контекст воплощения в жизнь «суверенно демократической» благонамеренности режима, ни в контекст активности различных «маргиналов»: СМИ сообщили о том, что десять академиков РАН (включая нобелевских лауреатов по физике В.Гинзбурга (2003 г.) и Ж.Алферова (2000 г.) ) подписали обращение к Президенту России, выразив в нём обеспокоенность «ползучим клерикализмом» РПЦ, её «вмешательством во все сферы общественной жизни», вторжением РПЦ в школы с курсом “Основы православной культуры”, стремлением «протолкнуть религиозную веру в ущерб настоящей науке», причислить теологию (богословие) — «совокупность религиозных догм — к научным дисциплинам».

Но если понимать, что РАН — одна из оболочек легальной публичной деятельности масонства с момента учреждения Академии наук в России Петром I, то понятно, что общезападное масонство выражает своё недовольство проведением в жизнь сценария «православного ренессанса» России, к массированному осуществлению которого, хотя и без публичных деклараций, РПЦ перешла с осени 2003 г.

Практически одновременно с выступлением академиков РАН против политики РПЦ выступил глава Комиссии Общественной палаты Вячеслав Глазычев.

Он «призвал “обратить внимание на защиту светскости государства, ибо у нас сейчас распространяется ползучий клерикализм”. “Я с уважением отношусь к Церкви, но у нас она отделена от государства, — пояснил он корреспонденту “Коммерсанта”. — Бурное вмешательство Церкви во все государственные дела, вместо того чтобы заниматься приходскими делами, чрезмерно”.

В качестве примера такого вмешательства В.Глазычев привёл “напористое введение Слова Божия в школах”: “Если бы речь шла о воскресных школах, всё было бы нормально, но речь идёт об общеобразовательных. Введение обязательного предмета в школе — прямое покусительство на государство, причём общественность молчит, а те, кто пытается сопротивляться, подвергаются остракизму”. “Создаётся впечатление, что у нас уже привычными стали смесь чертовщины — всякого рода обскурантистские гадания, привидения, НЛО — и чрезмерного влияния Церкви. Я считаю, что пора отстаивать позиции нормального, толерантного, но светского государства”, — приводит “Коммерсант” слова Глазычева» (http://www.newsru.com/religy/24jul2007/spg_print.html).

РПЦ в свою очередь, не осталась безучастной к проискам своих политических противников, действующих через Общественную палату РФ и РАН:

«Церковники выражают “крайнее удивление” призывами некоторых членов Общественной палаты к Церкви ограничиться только “приходскими делами” и напоминают о её “праве как любого сообщества граждан в свободном мире заниматься всеми проблемами, волнующими людей”.

В интервью "Интерфаксу" Чаплин заявил, что “церковь нельзя заключить в рамки приходской жизни, это не удалось даже советской власти. Не удастся это и псевдодемократам, которые, очевидно, воспринимают демократию как максимальные возможности для себя, а народу оставляют роль послушного стада”. По мнению чиновника от церкви, “РПЦ занимается и будет заниматься всем, что волнует людей. Так поступает любая религиозная община в свободном мире”. Чаплин сравнил попытки ограничить церковь приходскими делами с “рудиментами идеологии политических пенсионеров”.

Отвечая Глазычеву, а также группе академиков РАН, на днях в письме президенту РФ потребовавших ограничить вмешательство церкви в сферы общественной жизни, священник отметил, что Церковь — “это не только люди в рясах, а это и православные политики, учёные, спортсмены, журналисты, художники, офицеры и так далее”. По его словам, “странно, что господа, наверно, считающие себя демократами, признают право своего мировоззрения влиять на общество и государство и отвергают такое же право для мировоззрения религиозного”.

В ответ на упрёк академиков в том, что преподавание в школах “Основ православной культуры” ставит в неравное положение другие религии и конфессии, отец Всеволод заметил, что “во всём мире, а теперь уже и во многих регионах России меньшинства имеют такую же возможность делать выбор в школе в пользу преподавания своего мировоззрения, как и большинство”. “Некто справедливо заметил, что если у нас не все считают русский язык родным, то тогда и от его преподавания нужно отказаться, чтобы не ущемлять права этих людей”, — сказал священник.

Касаясь недовольства академиков тем, что теологию предлагают ввести в государственный перечень научных специальностей, представитель Московского патриархата счёл своим долгом напомнить, что теология сегодня преподаётся более чем в 30 светских вузах России, равно как и в большинстве стран Европы, “и имеет точно такое же право объяснять окружающий мир, как и любая другая наука”.

Заместитель начальника PR-службы патриархата предложил даже “развенчать химеру так называемого научного мировоззрения”. “На твёрдые факты могут опираться лишь естественные науки в некоторых своих аспектах, а также в известной степени история. В то же самое время наука не может со стопроцентной фактологической убедительностью объяснить происхождение мира. Она теряется в догадках относительно важнейших элементов устройства Вселенной”, — заявил Всеволод Чаплин.

Он напомнил, что история, неизбежно сопряженная с интерпретацией фактов, теориями развития общества, “не является и не может являться наукой стопроцентно объективной”, а философия, социология, обществознание и психология вообще являются областями, “в которых нет и не может быть единственной и неоспоримой мировоззренческой позиции”. “И попытка утвердить одну из них за счёт окрика и доноса — а именно так звучит письмо убелённых сединами академиков, — это насилие над волей народа, а значит, путь в никуда”, — считает представитель Русской православной церкви» (http://gzt.ru/print.php?p=society/2007/07/23/182553.html).

Проблема однако в том, что в исторически сложившихся обстоятельствах общество нуждается в адекватной Жизни науке, а своей науки, альтернативной науке РАН и более эффективной, в которой бы не было конфликта религиозного и научного мировоззрения у РПЦ за душой  не было, нет и не будет (причины этого будут пояснены далее в разделе 6).

Но если о конфликте РПЦ, с одной стороны, и с другой стороны — РАН и прочей «демократически обеспокоенной общественности» на время забыть, то в общем можно подумать, что в России всё, как пел в известной песне Л.О.Утёсов: «… дела идут и жизнь легка, ни одного печального сюрприза, за исключеньем пустяка», — но только без иронии, свойственной песне, откуда взяты эти слова, а на «полном серьёзе»: вице-премьеры (С.Иванов и Д.Мед­ве­дев) ездят по стране, контролируя ход выполнения «нацпроектов» на местах; кадры компетентных управленцев-патриотов новых поколений куются вузами и каждое лето на природе — на слёте движения “Наши” в молодёжном лагере на озере Селигер; замглавы Администрации Президента РФ В.Сурков наводит мосты между правящим чиновничеством и академической наукой, чтобы политика государства стала наконец-таки гарантированно положительно результативной, обретя научную обоснованность; правоохранительные органы регулярно сообщают о взятии под стражу в ходе следствия коррупционеров городского, губернского, а то и федерального масштаба или «оборотней в погонах» и о доведении того или иного ранее возбужденного дела до суда и приговора; РПЦ и иерархи других «традиционных конфессий» приобщают заблудший народ к забытым им религиозным истинам мира, добрососедства и взаимной терпимости, ограждая свою паству от тлетворного влияния «тоталитарных сект», показывая ей образец толерантности личным примером; Общественная палата поддерживает неформальные связи общества и государственности; Президент РФ осуществляет общее руководство и контроль и, проявляя политическую волю, содействует созданию внешней и внутренней благоприятной обстановки для преодоления остаточных явлений прошлого кризиса и дальнейшего развития страны в условиях мирного даже не существования, а сотрудничества со всеми другими государствами как в глобальных, так и в региональных масштабах.

Печальные сюрпризы, вроде убийства в Ингушетии русской учительницы, её сына и дочери и взрыва на кладбище в ходе их похорон, мелких техногенных происшествий и катастроф, хотя и случаются чуть ли не каждую неделю, но их можно считать пустяками в масштабах рассмотрения общества в целом, поскольку не они определяют «лик эпохи».

Ничего иного, кроме начавшегося необоримого преодоления кризиса, если верить телевидению и “Радио России”, в политической жизни страны вроде бы и нет: обсуждение проблем, до которых нынешнему “суверенно”-бюрокра­ти­ческому режиму нет дела, в эфир не попадает и при свободе СМИ, вследствие чего многие проблемы якобы объективно не существуют; возможностей дальнейшего развития страны — лучших, чем реализуемые режимом, тоже якобы нет; а такие действительно редкие события, как резолюции ежегодного Всемирного Русского национального Собора или обращение академиков к Президенту РФ по поводу политической деятельности РПЦ с обвинениями её в склонности к «тоталитаризму», общество (толпа) успешно забывает в течение двух недель без видимых последствий.

И хотя Г.Каспаров и прочие названные «маргиналы» — действительно психически ущербны, а печальные сюрпризы случаются во всех обществах, а не только в России, однако всё это в совокупности начинает напоминать «застой» времён Л.И.Брежнева, но протекающий под другими лозунгами и на иной технико-технологической и организационной базе: то же игнорирование реальных проблем, та же подача в пропаганде единичных успехов (подчас искусственных) как массовых социальных явлений, то же представление едва наметившихся положительных тенденций в качестве уже сложившейся нормы жизни.

Но кроме мнений маргиналов из “Другой России” и прочих, кроме информационных сводок и комментариев к ним ведущих СМИ, есть и другие мнения, которые высказываются в СМИ не ведущих: главным образом в интернете.