Сайт материалов КОБ

О текущем моменте № 8(68), 2007г

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Кризис продолжается…
  2. Ползучая клерикализация в действии
  3. Канализация недовольства с целью продолжения клерикализации
  4. Альтернативы

 

Скачать архив (rar)
Скачать pdf — 730 КБ
Скачать fb2 — 229 КБ
Скачать odt — 184 Кб
Скачать epub — 345 Кб

 

1. Кризис продолжается…

16-летие ГКЧП — хотя и не круглая дата, но ГКЧП — своего рода «лакмусовая бумажка», поскольку отношение людей к тем событиям — показатель развитости политического сознания индивидов, составляющих современное общество, и соответственно — характеристика способностей общества осмысленно творить своё будущее и историю человечества в целом.

«Согласно результатам опроса Аналитического центра Юрия Левады, поступившим в пятницу в “Интерфакс”, 48 % россиян сейчас оценивают события 19 — 22 августа 1991 года как просто эпизод борьбы за власть в высшем руководстве страны, 24 % — как трагическое событие, имевшее гибельные последствия для страны и народа, а 10 % — как победу демократической революции, покончившей с властью КПСС. 18 % респондентов дать оценку этому прошедшему событию затруднились.

Отвечая на вопрос, на чьей стороне тогда были ваши симпатии, 33 % россиян ответили, что не успели разобраться в ситуации, 21 % — были на стороне Бориса Ельцина и демократов, 20% — сказали, что в то время ещё были детьми. Только 8 % респондентов сообщили, что тогда их симпатии были на стороне ГКЧП. А 18 % опрошенных затруднились ответить.

По данным “Левада-Центра”, 46 % россиян считают, что в те дни не была права ни одна из сторон, участвующая в “путче”, 17 % — полагают, что прав был Ельцин с демократами, 8 % — что ГКЧП. Кроме того, 29 % респондентов не смогли ответить, кто был прав в то время.

28 % россиян считают, что с того момента времени наша страна пошла в правильном направлении, вместе с тем, 37 % опрошенных убеждены в обратном. 35 % респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

В ходе опроса выяснилось, что среди тех, кто считает, что Россия пошла в неправильном направлении, 14 % полагают, что это произошло из-за некомпетентности и ошибок Ельцина и его окружения, по 8 % — из-за недальновидной политики Михаила Горбачёва и из-за алчности советской номенклатуры, стремившейся присвоить богатства России, по 2 % — из-за того, что страна была ослаблена 70-летним правлением коммунистов и из-за интриг США и других стран Запада.

В этой же группе, 65 % россиян не смогли назвать причину, по которой на их взгляд страна пошла в неправильном направлении или называли другое, а 1 % опрошенных уверен, что это было трагическое стечение обстоятельств.

19 августа исполняется 16-я годовщина путча 1991 года. Опрос “Левада-Центра” проведён 10 — 13 августа среди 1600 респондентов»

(http://www.newsru.com/russia/19aug2007/cu_print.html).

Как можно понять из приведённых результатов опроса, общество постсоветской Россионии и спустя 16 лет после краха СССР не является объединённым какой-либо большой идеей, в русле которой подавляющее большинство населения страны хотело и объективно могло бы реализовать свои жизненные интересы личностного и семейного масштаба. Иными словами оно переживает затяжной кризис концептуальной неопределённости своего дальнейшего развития.

Понимая пагубность такого состояния общества для будущего страны и себя самих, “элитарные” интеллектуалы и политики с середины 1990‑х гг. регулярно произносят формулу заклинания «России нужна национальная идея!».

Однако исторически реально большие идеи в их полноте и детальности, а также и концепции воплощения идей в жизнь не охватывают в одно мгновение всё общество: их выражают одиночки или относительно небольшие по отношению к численности общества коллективы разработчиков. Только после этого большие идеи начинают жить в культуре общества своею собственной судьбой и получают более или менее широкое распространение вплоть до монополизации их приверженцами почти всей политики.

Но общество, ущербное в аспектах мировосприятия и осмысления жизни, производит множество большей частью иллюзорных идей, которые его “интеллектуалы” стараются выдать за большие идеи общественной в целом значимости. Если это им удаётся, то власть иллюзорных идей над обществом способна привести его к самоуничтожению во внутренней или внешне обусловленной катастрофе, поскольку иллюзорные идеи не адекватны Жизни как таковой и объективным предопределённостям развития человечества, вследствие чего общественно полезное управление (политика) на их основе объективно невозможно.

Кроме того, большие идеи, обогнавшие достигнутый обществом уровень развития, имеют общее: все они направлены на преображение культуры, плодящей носителей нечеловечных типов строя психики, в культуру в которой человечный тип строя психики признаётся единственно нормальным и устойчиво воспроизводится в преемственности поколений.

Именно последнее и отличает принципиально идеи иллюзорные от идей объективно жизненно состоятельных, обогнавших достигнутый обществом уровень развития: обогнавшие время идеи представляют собой в момент их появления —  мосты в будущее.

И целенаправленные усилия в области просвещения с течением времени способны сделать их достаточно широко распространёнными для того, чтобы на их основе могла строиться благотворная политика, хотя в момент своего появления они в обществе большей частью нереализуемы по причинам массово субъективным — всеобщее невежество по отношению к ним, усугублённое ущербными и извращёнными жизненными интересами политически активных слоёв общества и, прежде всего, — его так называемой “элиты”, представители которой убеждены в своём превосходстве над «серой массой» остального общества, не задумываясь о том, что все «показатели превосходства», будь они реальными либо иллюзорными, — всего лишь «приданое к строю психики». Вследствие этого, если индивид не стал человеком по организации его психики, то гордиться ему реально нечем…