Сайт материалов КОБ

Пояснение 4: Жизнь как взаимная вложенность полных функций управления

В записке «Правдив и свободен их вещий язык и с Волей Небесною дружен…» речь шла о возможности управления глобализацией и жизнью обществ через посредничество ноосферы. Для пользования этой возможностью необходимо понимать, что такое множество полных функций управления, составляющих в совокупности течение событий в Жизни. Полная функция управления (ПФУ) это — последовательность разнокачественных действий, включающая в себя следующие этапы:

  1. Выявление фактора среды, который «давит на психику» и тем самым вызывает потребность в управлении.
  2. Целеполагание в отношении выявленного фактора.
  3. Решение задачи об устойчивости объекта управления в смысле предсказуемости его поведения под воздействием внешней среды, внутренних изменений и управления в процессе выработки концепции достижения намеченных целей.
  4. Внедрение концепции в жизнь — организация управления в соответствии с нею.
  5. Контроль за течением процесса управления и корректировка концепции и текущего управления.
  6. Достижение целей и высвобождение ресурсов либо (в случае краха управления) возврат к п. 1.

Начало полной функции всегда п. 1, завершение всегда п. 6. Всё промежуточное может быть расписано с необходимой степенью детальности, вследствие чего общее количество этапов в конкретном представлении ПФУ может быть как больше, так и меньше. Ключ к овладению полной функцией управления — способность реализовать п. 3: управление объектом (процессом), поведение которого непредсказуемо с необходимой точностью, — невозможно.

Каждая ПФУ относится к определённому частному процессу управления, который протекает в русле объемлющих процессов управления. Вследствие этого в Жизни возникает иерархическая вложенность процессов управления и соответствующая иерархия процессов управления, существующая в русле всеобъемлющей Божией Вседержительности. Эта иерархия ПФУ в процессе их реализации порождает множество времён и сама же изменяется как по набору частных процессов, так и по иерархическому статусу каждого из них. В силу возможности взаимного проникновения ПФУ друг в друга, их вложенность друг в друга может быть взаимовложенностью, при которой при рассмотрении одних аспектов, вложенным является один процесс, а при рассмотрении других аспектов вложенным будет другой процесс, который при рассмотрении первого набора аспектов был объемлющим.

Т.е. иерархия носит виртуальный характер в том смысле, что в некий момент некоего порождаемого в ней времени в ней есть один иерархически организованный набор ПФУ, а в другой  момент того же самого или иного времени в ней наличествует иной набор ПФУ, возможно, с иной иерархической организованностью.

В предыдущем абзаце эта иерархия была представлена в порядке восхождения ко всеобъемлющей Вседержительности от некоего частного процесса низового уровня. Но в жизни она возникает в обратном порядке в силу принципа, выраженного в Коране: «… Бог дарует Свою власть, кому пожелает.  Бог — объемлющ, знающ!» (сура 2, аят 247).

С каждой ПФУ связан тот или иной субъективизм, индивидуальный либо коллективный, который несёт эту ПФУ в процессе управления, в котором он участвует непосредственно, или который организовал процесс самоуправления (автоматического управления) в соответствии с нею. В жизни Мироздания всякий субъективизм, кроме того связан с тем или иным организмом или собранием организмов. Организмы могут быть различными: понятие о триединстве материи — информации — меры допускает возможность существования полевых форм жизни, не имеющих вещественного тела, а также и форм жизни, имеющих вещественные тела разного размера (от микроорганизмов до Мироздания в целом).

Субъективизм не возможен без интеллекта. По сути, наличие интеллекта — это основа субъектности, порождающей тот или иной субъективизм, отличающийся от прочих тем или иным своеобразием как в аспекте информационного обеспечения его деятельности, так и в аспекте особенностей алгоритмики преобразования информации.

Определение интеллекта академиком Н.М. Амосовым (1913-2002):

«Интеллект определяется как совокупность средств и способов управления сложными системами путём оперирования с их моделями, направляемого критериями оптимальности управления. Современная наука и техника дают возможность воспроизводить модели и действия с ними техническими средствами и таким образом отделить разум от мозга, с которым его обычно связывают. Отличие приведённого определения от множества других состоит в том, что оно подчеркивает это последнее обстоятельство.

Таким образом, говоря об интеллекте, мы будем иметь в виду эту совокупность средств и способов управления, независимо от того, реализована ли она в биологических системах или при помощи искусственно созданных, технических средств. Такое употребление термина «интеллект» не является общепринятым».

При этом Н.М.Амосов, как и некоторые другие исследователи, был убеждён в том, что человеческий интеллект не уникален, что в Природе существуют общие механизмы или алгоритмы интеллекта, «которым равно подчиняются разум животных, человека, коллективный разум общества и которые … обязательны для любой его модели».

«Интеллект — это аппарат управления сложными системами через действия с их моделями для достижения максимума критериев оптимальности. (…) Интеллект может быть воплощён различными материальными средствами от биологических до технических».

Но это определение интеллекта как феномена можно расширить, предположив, что интеллект может быть свойственен и естественно-природным, но не биологическим в общепринятом понимании, системам. В этом случае интеллекты будут отличаться друг от друга их материальным носителем, частотным диапазоном, в котором протекают процессы обработки ими информации, системами кодирования информации.

Соответственно взаимопонимание интеллектов возможно при наличии материальных носителей каналов информационного обмена между ними без посредников, при совпадении частотных диапазонов работы, и согласованности систем кодирования информации. При определённых условиях в результате взаимодействия разных интеллектов может возникать коллективный интеллект, возможности которого могут на порядки превосходить возможности интеллектов-участников, что может лежать в основе некоторых из ноосферных проявлений. Соответственно планета разумна, а интеллекты людей, их субъектность, — только составляющие интеллекта и субъектности планеты.

Этика является регулятором взаимоотношений обладателей разума (интеллекта). В силу того, что Бог не безумец и интеллект в Мироздании общеприродное явление — то нравственно-этические закономерности проистекают из Вседержительности и носят объективный характер, который познаваем для интеллектуально вооружённого субъективизма, если он по недомыслию не отказывает себе в решении этой задачи. В материалах КОБ эти закономерности названы религиозно-ноосферными по их носителям-ретрансляторам, через которые они воздействуют на людей.