Сайт материалов КОБ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

  1. До чего же мы дошли в «историческом развитии»?
  2. Альтернатива самоубийству цивилизации «Homo sapiens’ов» — всем стать Человеками
  3. Несостоятельность научного официоза
  4. Предложение здраво мыслить
  5. О предпосылках становления и краха СССР
  6. О возможностях течения событий и перспективах реализации возможностей

 

1. До чего же мы дошли в «историческом развитии»?

Ю.В.Андропов, став главой СССР, заявил в июне 1983: «Если говорить откровенно, мы ещё до сих пор не изучили в должной мере общества, в котором живём и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным методом проб и ошибок». Потом это высказывание сократили до «мы не знаем общества, в котором живём», что обнажило суть проблемы, с которой столкнулось государственное управление и подвластное государственности общество.

Но если ты не знаешь, в каком состоянии пребываешь, то невозможно понять, что и как надо делать для того, чтобы «завтра» стало лучше, чем «вчера» и «сегодня».

Тем более не следует обольщаться в оценках достижений глобальной цивилизации, глядя на успехи науки, прежде всего, — науки региональной цивилизации Запада, породившей большинство видов техники, которой мы пользуемся в быту и в работе. В действительности состояние цивилизации (и общества в России тоже) характеризует излагаемое в статье «Обезьяний бизнес», опубликованной 6 июля 2005 г. в «New-York Times Magazine». Описываемый в этой статье эксперимент, проведённый над группой обезьян вида капуцины в Йельском университете США, показал, что если вынести цивилизованность за скобки, то поведенчески группа этих обезьянок неотличима от общества, несущего либерально-буржуазную культуру. Т.е. этот эксперимент обнажил главную проблему нынешней глобальной цивилизации, которая не только не разрешена до настоящего времени, но и не осознана наукой и политиками. Суть её состоит в следующем.

Если рассматривать бытие вида «Homo sapiens» как процесс самоуправления во взаимодействии особей и разного рода групп особей со средой обитания, то биологический вид несёт в себе некоторое информационно-алгоритмическое обеспечение своего поведения. Оно включает в себя два уровня:

Врождённая составляющая — безальтернативна и неизменна для всех здоровых особей, она является базовой; культура, объединяющая людей в общество, — вариативна и является надстроечным образованием по отношению к врождённой составляющей.

Если вывести культуру из рассмотрения, то чисто биологически «Homo sapiens» — стадно-стайная обезьяна, как и упоминавшиеся выше капуцины; с точки зрения этологии «Homo sapiens» — слабо вооружённый биологический вид, и как всякому слабо вооружённому биологическому виду ему свойственна низкая врождённая мораль, в которой выражаются инстинкты стадно-стайного поведения, ядро которых составляют программы построения иерархии особей внутри стаи и внутривидовой конкуренции — борьбы за «лучшее место под солнцем» как особей внутри стаи, так и сформировавшихся стай друг с другом. И в этой борьбе за «лучшее место под солнцем» врождённая мораль вида «Homo sapiens» характеризуется одним словом — вседозволенность, т.е. она не знает и не желает знать никаких ограничений. Эта вседозволенность во внутривидовой конкуренции в условиях неразвитости цивилизации не несёт угрозы для существования вида в силу его «слабой вооружённости», поскольку «слабая вооружённость» сводит к безопасному для вида уровню статистику убийств и нанесения тяжких телесных повреждений, не позволяющих особи полноценно функционировать в составе стаи.

Однако, ступив на путь строительства цивилизации, по мере развития науки и техносферы «Homo sapiens» перестаёт быть слабо вооружённым биологическим видом. В условиях цивилизации сочетание непрестанно нарастающей научно-технической мощи и врождённой морали вседозволенности стадно-стайной обезьяны вида «Homo sapiens» — гарантирует самоубийство глобальной цивилизации по одной единственной причине: во внутривидовой конкуренции особей и стай разного характера за «лучшее место под солнцем» и за построение «глобальной иерархически организованной стаи» вседозволенность выражается в том, что неизбежно будут применены средства, гарантированно уничтожающие цивилизацию в целом — «супероружие», способное разрушить планету или генетические механизмы биологических видов, составляющих нынешнюю биосферу; вредоносные сопутствующие эффекты технологий, которые игнорируются, исходя из эгоизма устремившихся к обогащению, способны сделать то же самое; биологическое вырождение и деградация культуры в условиях «потребительского рая» и современной технологичной, но противоестественной медицины и т.п. — это реальность.

Но такого рода самоубийству есть альтернатива, которая требует деятельного участия самих людей в преображении цивилизации стадно-стайных обезьян в цивилизацию человечности, в жизни которой не будет места врождённой морали стадно-стайных обезьян.